Эффект «зловещей долины» или почему мы боимся клоунов - Квест-проект «Элизиум» - Квесты в Иваново
Квест недели «НЛО: внеземное похищение»
29.01.2020
Скидки ко Дню всех влюбленных ♥
11.02.2020
 

Эффект «зловещей долины» или почему мы боимся клоунов

 
 
 
 
 
 

Если попробовать охарактеризовать это явление попроще и своими словами, то получится что-то вроде «оно не должно шевелиться» и «оно похоже на человека, но что-то здесь не так». Это чувство заставляет нас пугаться и ощущать себя неуютно при виде вещей и людей, которые на самом деле не представляют никакой реальной угрозы, — например, клоунов, людей в масках, танцующих андроидов и прочих вполне безобидных явлений.

 
 
 
 

Есть вещи, которые очень похожи на людей и отличаются от них совсем чуть-чуть, — например, механические куклы или роботы с лицами, которые довольно натурально повторяют человеческие движения. Вы никогда не примете такого робота за реального человека, и все же его лицо и движения напоминают человеческие больше, чем лицо надувной куклы или движения какого-нибудь другого робота. Именно это совсем небольшое отличие от людей и заставляет нас считать подобных танцующих роботов жутковатыми. Ученые называют это явление «зловещей долиной» — зоной, куда попадают объекты, которые отличаются от людей совсем немного и потому кажутся нам пугающими. Вы не станете бояться фарфоровой куклы своего ребенка, но что, если однажды на вашем пороге появится кукла, как две капли воды похожая на вашу дочь? В «зловещую долину» попадают множество персонажей фильмов ужасов и пугающих рекламных роликов.

 
 

На графике видно, что плавное нарастание привлекательности по мере того, как нарастает сходство создания с человеком, сменяется резким провалом — «зловещей долиной».

 
 

Что же не так с клоунами?

 
 
 
 

Эти веселые ребята уже стали завсегдатаями фильмов ужасов и страшных игр. Примеров можно привести множество. Но почему? Ведь они улыбаются и, кажется, должны всем своим видом выражать доброжелательность и веселье.

 
 
 
 

Значительные отклонения в лице клоуна могут изменить внешность человека так, что он попадает в «зловещую долину», в которой изменения во внешности достаточно нереалистичны для того, чтобы быть беспокоящими, но ещё недостаточно нереалистичны, чтобы быть приятными. Это пугает детей настолько, что они несут эту фобию на протяжении всей взрослой жизни.

Профессор психологии из университета штата Калифорния считает, что маленькие дети «сильно восприимчивы к знакомому телосложению в сочетании с незнакомым лицом». К тому же клоуны славятся своим непредсказуемым поведением. Вероятно, это отсылает ещё ко временам придворных шутов, которым позволялось творить всяческие забавные непотребства. Они могут бить друг друга, обливаться водой, бросаться предметами. В общем, кажутся сумасшедшими и асоциальными.

Ещё одна важная составляющая коулрофобии — широко известные примеры маньяков-клоунов. Если человек и так втайне боялся их, а потом ещё и прочитал какую-то заметку об убийце в костюме, то любой клоун после этого может ассоциироваться с маньяком.

Но всё же наибольшее влияние на развитие коулрофобии оказала поп-культура: книги, и особенно фильмы, где клоуны оказывались маньяками или монстрами. Началом массовой коулрофобии можно считать выход романа Стивена Кинга «Оно», где чудовище в обличье клоуна Пеннивайза похищает детей из маленького городка Дерри, питаясь их страхами.